Кормить ребёнка под мультики — привычка, которая кажется безобидной, а иногда и спасительной. Ведь малыш сидит спокойно, открывает рот без споров, да и кормление занимает меньше времени. Но за этим внешним удобством скрывается серьёзная проблема — нарушается формирование пищевого поведения ребёнка.
Пищевое поведение — это не просто сколько и что ест ребёнок. Это его отношение к еде, умение прислушиваться к сигналам голода и насыщения, эмоциональный фон во время еды и те привычки, которые закладываются с раннего возраста. Всё это формируется не случайно, а через личное участие ребёнка в процессе питания.
- Когда малыш ест под мультики, он не включён в процесс: не замечает цвет, вкус и текстуру пищи. Вместо того, чтобы размышлять о том, каким вкусом обладает кабачок, что выбрать — кашу или суп, он просто открывает рот, даже не замечая тот момент, когда он наелся.
- Приём пищи и просмотр экрана формирует зависимость. Ребёнку хочется одновременно и есть, и смотреть дальше. Со временем это превращается в привычку, когда одно без другого становится неинтересным. Такая привычка часто встречается у взрослых: многие не замечают сколько съели под любимый сериал или интересный фильм.
- Дети, привыкшие есть перед экраном, чаще имеют избыточный вес, а в будущем — выше риск ожирения.
- Еда под мультики может негативно влияет на когнитивное развитие. Крупное исследование среди 14 000 детей показало: приём пищи с включённым телевизором связан с задержкой развития речи, снижением самоконтроля и ухудшением способности к переключению внимания.
Что же делать, чтобы навыки правильного пищевого поведения начали формироваться правильно? Здесь помогает один простой, но очень важный принцип: родитель решает что, когда и где есть, а ребёнок — есть ли вообще и сколько.
Этот подход разработан диетологом Эллин Саттер и широко используется в педиатрической практике по всему миру. Родитель — предлагает еду, задаёт режим, длительность приёма пищи и атмосферу, а ребёнок — учится слышать своё тело и есть столько, сколько нужно именно ему. Да, он может съесть только гарнир и отказаться от котлеты. Или вообще не поесть — и это нормально. Потому что еда — не поле для борьбы, а пространство, где ребёнок учится доверию к себе и осознанности.
Когда вы уважаете границы ребёнка и при этом сохраняете чёткую структуру, исчезают конфликты за столом. Нет уговоров, угроз, манипуляций — только спокойная, стабильная система, в которой формируется здоровое отношение к еде.
Это и есть основа осознанного, здорового пищевого поведения — одного из самых важных навыков на всю жизнь. И на это стоит потратить время!
*Если у вашего ребёнка уже есть проблемы с весом: он снижен или избыточный, или его рацион ограничен лишь несколькими продуктами — обязательно обсудите пищевой режим с педиатром.