Часто болеющие дети. Реабилитация

Часто болеющие дети. Реабилитация статья посвящена принципам оздоровления, которые могут быть положены в основу совместной работы медиков и родителей по недопущению развития у часто болеющего ребенка хронических болезней и осложнений, таких как аденоиды, снижение слуха, хронические тонзиллиты, осложняющие их миокардиодистрофии и т. д.

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ. РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Наша общая задача (врачей и родителей) при лечении часто болеющих детей - не дать им заработать хронические болезни и осложнения (аденоиды, снижение слуха, хронические тонзиллиты и осложняющие их миокардиодистрофии) до этапа закономерного снижения частоты заболеваний с возрастом.

Можно сформулировать следующие принципы оздоровления часто болеющих детей:
1. Уточнение причин и их устранение
2. Модификация культуры, быта, соблюдение санитарно-гигиенических норм, здоровый образ жизни
3. Общеукрепляющие мероприятия: рациональный режим дня, питания, ЛФК, массаж, закаливание
4. Иммунопрофилактика специфическая и неспецифическая

Мне хотелось бы особо остановиться на третьем и четвертом принципах:

• Здоровый образ жизни, в частности закаливание и занятие спортом.

Знаменитый ученый Ганс Селье создал учение о стрессе. Он ввел понятие «физиологический стресс» как ответ на любое предъявленное организму требование. Селье считал: радуемся мы или огорчаемся, мерзнем или потеем, в организме происходят одинаковые приспособительные реакции, выделяются одни и те же гормоны стресса (адреналин, например), часто бьется сердце, учащается дыхание. Ученые пришли к выводу, что у каждого человека генетически предопределены сила и выраженность этих реакций. Кто-то спрыгнет с парашютом и ничего, а кто- то потом будет лечить сердце. А все дело в том, что гормоны стресса у одних вырабатываются быстро и в адекватных количествах и защищают организм, а у других вырабатываются поздно, в малых количествах, или слишком в больших количествах, что тоже нехорошо. Оказывается, правильную выработку этих гормонов можно тренировать. Так как реакции происходят одинаковые при вредных для организма и хороших воздействиях, то можно тренировать выработку гормонов стресса, переживая полезные воздействия, : бегать по утрам или заниматься спортом, париться в бане или обливаться холодной водой. Главное, чтобы эти воздействия можно было дозировать, т. е. измерить температуру воды или длительность нахождения в бане. Таким образом, вы приучите организм к правильной реакции на сильное воздействие, и когда это воздействие окажется неблагоприятным, например болезнь или травма, организм окажется стойким, будет правильно вырабатывать гормоны стресса в нужном количестве, сможет быстро справиться с болезнью, не дав ей повредить себя и заработать осложнения.


• Специфическая профилактика: дополнительная вакцинация

Вакцина против гриппа. Часто болеющие дети должны быть привиты против гриппа. Вирусы гриппа имеют очень высокую изменчивость, обширный природный резервуар (птицы, звери), сегментированную форму РНК-генома, что обуславливает ежегодные эпидемии. Обычно от года к году происходят незначительные мутации и действует перекрестный иммунитет, поэтому ребенок, даже привитый единожды, имеет бо́льшие шансы перенести грипп в легкой форме, нежели не привитый ребенок.

Вакцина против гемофильной инфекции ( АКТ Хиб, Хиберикс). Носительство Гемофильной палочки широко распространена среди детей, она вызывает ОРЗ, отиты, бронхиты, пневмонии, менингиты. Вакцинация широко распространена во всем мире и введена в календари прививок большинства развитых стран.

Пневмококковая вакцина Пневмо 23, Превенар
Пневмококковая инфекция – комплекс заболеваний, которые вызывает пневмококк (Streptococcus pneumoniae). Это пневмонии, острый средний отит, гнойный менингит, эндокардиты, плевриты, артриты. Пневмококковая инфекция, как правило, является осложнением вирусных инфекций. Например, пневмококковая пневмония после перенесенного гриппа или отит, развивающийся на фоне любой вирусной инфекции.


• Неспецифическая профилактика

Это лекарственные препараты: интерфероны( гриппферон, виферон), индукторы эндогенного интерферона( циклоферон), бактериальные лизаты( бронхомунал), растительные препараты (иммунал, сироп солодки, глицирам), иммуностимуляторы химического происхождения (полиоксидоний, иммунорикс), препараты, непосредсвенно влияющие на стимуляцию отдельных звеньев иммунной системы (Т-активин, тимостимулин). Их назначение – удел лечащего врача. Ни в коем случае не следует принимать эти препараты просто так, для профилактики.
Элиминационная терапия - это механическое смывание бактерий и вирусов с носоглотки. Для промывания носа необходимо использовать только физиологический раствор натрия хлорида или специальные растворы (аквалор, аквамарис), которые имеют тоже физиологическую концентрацию. Это важно, так как раствор, сделанный на глазок, может сушить слизистую носа (если концентрация его больше физиологической) или вызывать ее отек (если концентрация меньше физиологической). Промывать нос надо так, чтобы раствор вытекал из той же ноздри, как бы омывая преддверие носа и унося с собой микробы, вирусы и аллергены, попавшие туда, не допуская их проникновения в нижние отделы дыхательных путей. Процедуру проводят 2 раза в день утром и вечером. Она очень простая, но удивительно эффективная.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть: если ребенок болеет ОРЗ часто, но выздоравливает быстро и не с помощью антибиотиков, а естественным путем - так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть общается без ограничений. ТАК БОЛЕТЬ – НЕ ВРЕДНО!
Часто болеющий ребенок – это ребенок, который болеет длительно, тяжело, с осложнениями, не выздоравливает без применения антибиотиков. ИМЕННО ЭТОТ КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТ ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЕДИКОВ И В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ТЩАТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ.

С пожеланиями здоровья
Врач-педиатр, пульмонолог
Т. А. Иванова